Организация адаптивного физического воспитания для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья играет немаловажное значение для социализации личности особенных детей. Одной из причин является то, что у таких детей ослаблено развитие координационных способностей. При этом известно, что именно центральная нервная система, являясь высшим уровнем по управлению движениями, большое влияние оказывает именно на координацию движений.
По данным специальной литературы, различные подвижные и спортивные игры способствуют развитию координационных способностей. Спортивная игра баскетбол, также в большой степени влияет на развитие двигательных способностей, в том числе, и координационных. Кроме того, она влияет на все сферы жизнедеятельности детей и подростков, имеющих различные интеллектуальные нарушения.
Особая ценность спортивной игры в баскетбол для детей с интеллектуальными нарушениями заключается в возможности одновременного воздействия на двигательную и психическую сферу. Игра в баскетбол позволяет развивать и совершенствовать как двигательные качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, ловкость), так и личностные качества (находчивость, самостоятельность, инициативность и др.). Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. С помощью игры у детей с ментальными особенностями развиваются восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь, а, следовательно, познавательная деятельность в целом.
Универсальность упражнений с мячом состоит в их многообразии воздействия не только на мелкую моторику, но и на весь спектр координационных способностей, глазомер, мышечное чувство, дифференцировку усилий и пространства, без которых невозможно освоение письма, многих бытовых, трудовых и спортивных навыков.
Указанные выше возможности влияния игры в баскетбол на организм детей с личными нарушениями интеллекта, являются основанием для включения тренировок по баскетболу в экспериментальную методику образовательного процесса. Для этого нами, совместно с Федерацией баскетбола Самарской области, разработана концепция программы «Хочу играть в баскетбол!» — по привлечению к спортивным занятиям по баскетболу, в том числе и к инклюзивным спортивным тренировкам, детей и подростков школьного возраста на базе коррекционных школ-интернатов и пансионатов, с возможностью участия «особенных детей» в региональных и всероссийских соревнованиях. Такой подход позволяет вовлекать в объединенные соревнования школьников, что очень важно, ведь именно в школьном возрасте формируется наше отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Более того, использование в адаптивном физическом воспитании средств баскетбола, способствует укреплению состояния здоровья детей с интеллектуальными нарушениями, повышению функциональных возможностей организма, коррекции двигательной сферы данной категории детей. При этом игровая деятельность повышает интерес у детей и подростков к занятиям, тем самым способствует удовлетворению их естественной потребности в движении.
Как показывают наши наблюдения, для особенных детей самая большая радость в игре — это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоциональном контакте с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнерами как людьми близкими по духу, — все это является постоянно действующим стимулом и главной ценностью игры, особенно для детей с нарушениями в умственном развитии, о чем наглядно показывает этот видеоролик, который был снят на проходившей 16 апреля 2022 года на стадионе «Локомотив» Спартакиаде Специальной Олимпиады Самарской области.
Напомним, что Самарская региональная общественная благотворительная организация инвалидов с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада Самарской области» в числе 15 региональных отделений Специальной Олимпиады России принимает участие в период с 2021 по 2024 г.г. в реализации программы «Инклюзивный спорт для всех» при поддержке Благотворительного фонд Владимира Потанина
При поддержке Министерства спорта Самарской области в рамках проекта организованы и проводятся физкультурные и спортивные занятия с привлечением к ним инвалидов с интеллектуальными нарушениями, совместно со здоровыми спортсменами, на базе 8 пилотных школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2 психоневрологических пансионатов и 3 общеобразовательных школ Самарской области.
В проекте принимают участие не менее 400 детей с интеллектуальными нарушениями в возрасте от 7 лет до 21 года, а также не менее 200 их обычно развивающихся сверстников.
#фондпотанина
#силаспорта
#инклюзивныйспорт
#инклюзивноеобщество
#самарскаяобласть
#спортнормажизни
#особенныедети
#самара63
#специальнаяолимпиада
#специальнаяолимпиадароссии