Выступление Елены Маркеловой на пленарной дискуссии:
Друзья!
«Спорт – норма жизни!» Как часто мы слышим это выражение? Так часто, что это стало непререкаемой аксиомой.
Или слова, которые впервые были произнесены еще в Древнем Риме: «В здоровом теле — здоровый дух!» Мы так часто их произносим, что не задумываемся о смысле этих слов.
Никто не подвергает сомнению, что занятия спортом формируют здоровье человека. Но что делать тем людям, которые, по воле Бога или Природы, от рождения имеют нездоровое тело и дух? Могут ли им помочь занятия спортом? Как влияет физическая активность на изначально нездоровое душевное состояние?
Разработки ученых и многолетний опыт работы тренеров с такими людьми подтверждают – взаимосвязь очевидна! В результате чего родилось специальное направление – адаптивная физическая культура и спорт. Частично этот положительный опыт еще в 2017 году был обобщен Министерством спорта РФ в методических рекомендациях по использованию технологий, основанных на средствах и методах адаптивной физической культуры. Правильность этих методик подтверждают успехи наших спортсменов-инвалидов на Паралимпийский играх и других международных соревнованиях.
Однако есть категория лиц, которые обделены вниманием спортивных функционеров и общественных организаций – это дети с интеллектуальными нарушениями. Хотя по статистике людей с интеллектуальными нарушениями значительно больше, чем с другими ограниченными возможностями.
По словам Вице-премьера Правительства РФ Ольги Голодец, на сегодняшний день, на территории России действует 504 психоневрологических интерната, в которых проживают 149 тысяч человек. Это значит, что каждый тысячный гражданин России находится в психоневрологическом интернате. В настоящее время действует 130 детских домов-интернатов для умственно отсталых детей, в которых проживает 19 300 детей и 13 детских домов-интернатов для детей с физическими недостатками, в которых проживают 1 123 ребенка. По ее словам, в этой системе существует несколько принципиальных нерешенных проблем, в том числе, отсутствие эффективных мероприятий по реабилитации и социализации практически 100 % детей сирот с инвалидностью, которые попадают в психоневрологические интернаты. Тренеры и общественники считают, что с такими детьми сложно работать, так как трудно получить, по их мнению, адекватную реакцию на привычные методы тренировочного процесса.
С цель разрушить эти стереотипы и для развития спорта высших достижений в 2012 году была создана Общероссийская общественная организация «Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями» (Федерация спорта ЛИН), которая входит в состав Международной спортивной организации лиц с нарушениями интеллекта (INAS) и Паралимпийского комитета России (ПКР). Региональные отделения и федерации действуют более чем в 40 регионах России. В этом году региональное отделение Федерации было зарегистрировано и в Самарской области.
Наши самарские спортсмены уже достигли впечатляющих результатов. Ярким примером являются результаты Ольги Потешкиной, которая за период занятий спортом добилась высоких спортивных результатов по спорту ЛИН (спортивная дисциплина плавание). С 2012 года Ольга участвует в Чемпионатах России по плаванию, в категории ЛИН. В 2012-2015 годах она — неоднократный призер этих соревнований, с 2016 — чемпион и призер. В 2016 году — финалистка Чемпионата Европы (4 и 6 место) в Португалии. Победительница и призер международных соревнований: 2015 году — открытый чемпионат США и Канады (США), 2016 — открытый международный турнир «Кубок Страхова» в Праге, 2018 год — победительница и призер Чемпионата Европы (INAS) в Париже. В настоящее время мы подали документы на присвоение ей звания Мастер спорта международного класса. Необходимо также отметить результаты Софьи Алешиной (2-х кратного бронзового призера турнира «Победим вместе» 2017 года (Открытое первенство Москвы среди спортсменов с Синдромом Дауна), Марии Сафроновой (победителя Всероссийский спартакиады Специальной олимпиады 2018 в г. Санкт — Петербург), Марии Сержантовой (2- кратного победителя Всероссийский спартакиады Специальной олимпиады 2018 в г. Санкт — Петербург).
Опыт работы Федерации доказывает, что спорт является мощным средством адаптации и социализации, поэтому так же очень важно физкультурно-оздоровительное направление. Спортсмены с интеллектуальными нарушениями требуют не только особого подхода в тренировочном процессе, но и постоянного внимания и заботы в обычной жизни.
В рамках целей и задач, стоящих перед Федерацией, нами в тесном сотрудничестве с Институтом адаптивной физической культуры Национального государственного университета им. Лесгафта разработана модель физического развития детей с интеллектуальными нарушениями средствами гимнастики как направления социальной адаптации «Новая ЛИНия жизни с гимнастикой!», которая исходит из того, что воздействие занятий сложно-координированным видом спорта, как гимнастика, на сенсомоторный уровень таких детей с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций выстраивании межнейронных связей полушарий головного мозга. Так как он является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы с такими детьми коррекционными педагогами, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков, которые получают дети в процессе занятий гимнастикой, предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. В процессе занятий у детей с различными нарушениями интеллекта формируются правильные двигательные умения, они учатся владеть своим телом и хорошо чувствовать его в пространстве, снижаются мышечные напряжения, дети учится внимательности и концентрации, у них улучшается психологическое состояние. Таким образом, каждый физический акт запускает мощную работу в нервной системе, а физическая деятельность активизирует психическое развитие. Поэтому работа по физическому развитию ребенка должна быть организована регулярно и системно.
Работа с такой непростой категорией лиц в области физического развития в итоге будет способствовать формированию их большей социальной адаптированности в будущем, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями и другими навыками, необходимыми для ресоциализации таких детей в обществе.
Кроме того, проект предполагает разработку методической базы, повышение квалификации тренеров, экспертное сопровождение их работы специалистами при апробации данной модели, продвижение идеи занятий гимнастикой для детей с интеллектуальными нарушениями, как одной из возможностей их физического и эстетического развития и воспитания, а также создание условий для тиражирования данной модели.
Особенность нашего проекта заключается в том, что опыт Самары в его реализации можно достаточно легко с помощью Федерации масштабировать и, тем самым, обеспечить наилучшие условия занятий спортом по самым современным методикам детям с интеллектуальными нарушениями во всех регионах нашей Родины: от Калининградской области до Чукотки, от Приморского края до Северного Кавказа.
Очень надеюсь, что наши планы найдут поддержку у руководства Самарской области и города Самары и мы, совместными усилиями, дадим возможность детям с интеллектуальными нарушениями включаться в занятия спортом, что приведет к выявлению одаренных детей, развитии соответствующих спортивных дисциплин и организации спортивных мероприятий для детей с интеллектуальными нарушениями, и сформирует команду, способную выступать на международных соревнованиях, достойно представляя Российскую Федерацию и Самарскую область.