Организация адаптивного физического воспитания для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья играет важное значение для социализации личности особенных детей. Одной из причин является то, что у таких детей ослаблено развитие, в том числе, координационных способностей. При этом известно, что именно центральная нервная система, являясь высшим уровнем по управлению движениями, большое влияние оказывает на координацию движений.
По результатам нашим исследований, спортивная игра в баскетбол в большой степени влияет на развитие двигательных способностей, в том числе, и координационных.
Особая ценность спортивной игры в баскетбол для детей с интеллектуальными нарушениями заключается в возможности одновременного воздействия на двигательную и психическую сферу. Игра в баскетбол позволяет развивать и совершенствовать как двигательные качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, ловкость), так и личностные качества (находчивость, самостоятельность, инициативность и др.). Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. С помощью игры у детей с ментальными особенностями развиваются восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь, а, следовательно, познавательная деятельность в целом.
Универсальность упражнений с мячом состоит в их многообразии воздействия не только на мелкую моторику, но и на весь спектр координационных способностей, глазомер, мышечное чувство, дифференцировку усилий и пространства, без которых невозможно освоение письма, многих бытовых, трудовых и спортивных навыков.
Все эти возможности влияния игры в баскетбол на организм детей с личными нарушениями интеллекта являются основанием для включения тренировок по баскетболу в число видов спорта, по которым Региональным отделением Специальной Олимпиады в Самарской области совместно с Федерацией-Баскетбола Самарской-Области проводятся инклюзивные спортивные тренировки для детей и подростков школьного возраста на базе коррекционных школ-интернатов и пансионатов, с возможностью участия «особенных детей» в региональных и всероссийских соревнованиях.
Такой подход позволяет вовлекать в объединенные соревнования школьников, что очень важно, ведь именно в школьном возрасте формируется наше отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Более того, использование в адаптивном физическом воспитании средств баскетбола способствует укреплению состояния здоровья детей с интеллектуальными нарушениями, повышению функциональных возможностей организма, коррекции двигательной сферы данной категории детей. При этом игровая деятельность повышает интерес у детей и подростков к занятиям, тем самым способствует удовлетворению их естественной потребности в движении.
Как показывают наши наблюдения, для особенных детей самая большая радость в игре — это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоциональном контакте с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнёрами, как с людьми близкими по духу — все это является постоянно действующим стимулом и главной ценностью игры, особенно для детей с нарушениями в умственном развитии, о чем наглядно показывает этот видеоролик, который был снят на проходившей 06 апреля 2023 года на стадионе «Локомотив» Спартакиаде Специальной Олимпиады Самарской области.
Напомним, что Региональная общественная благотворительная организация инвалидов с умственной отсталостью «Специальная Олимпиада Самарской области» в числе 15 региональных отделений Специальной Олимпиады России принимает участие в период с 2021 по 2024 г.г. в реализации программы «Инклюзивный спорт для всех» при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина и Специальной Олимпиады России
В проекте принимают участие не менее 400 детей с интеллектуальными нарушениями в возрасте от 7 лет до 21 года, а также не менее 200 юнифайд-партнеров.
Видеограф — Александр Гришин.